Реализация лингвистической образовательной программы в летнем оздоровительном лагере
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное, гражданское развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Как указано в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом. Во время учебного процесса в МБОУ «Салтыковская гимназия» значительное внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности учащихся. Преподаются предметы «Основы светской этики», «Основы православной культуры». Разработаны и реализуются программы по таким учебным предметам как «Народная культура», «История Московской области», «Духовное краеведение Подмосковья». Специально для летнего лагеря педагогом нашей гимназии, И.А. Щербаковой, были разработаны программы дополнительного образования «Школьный музей народной культуры» и «Глиняные посиделки». Поскольку летнее время предоставляет прекрасные возможности для оздоровления учащихся, большое внимание в работе лагеря уделяется также физическому развитию воспитанников посредством организации упражнений, активных и спортивных игр на открытом воздухе, учителями физической культуры разработана программа «Спортивные игры». Однако в работе летнего лагеря особый акцент мы решили сделать на развитии такого свойства духовно-нравственного развития гражданина России, как открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами. Реализации этой идеи послужила лингвистическая образовательная программа «Everyday English». Она предполагает разный уровень владения английским языком, учитывает возрастные особенности, реализуется через создание игровой среды. Целью лингвистической программы «Everyday English» стало создание условий для повышения мотивации изучения и развития коммуникативной компетенции на английском языке. Программа состоит из следующих составляющих: · «Английский клуб» —ежедневные 45-минутные занятия английским языком. Проводятся при помощи мультимедийных средств, используются как традиционные методы обучения, так и инновационные: ролевые игры, тематические дискуссии, беседы, метод микрооткрытий. Это позволяет сделать занятия увлекательными и мотивировать изучение языка. · English Art Projects- Творческие проекты на английском языке. Создание занимательных исследовательских проектов и театральных постановок, которые помогут легко и увлекательно выучить английский язык. Выбор тематики проектов обусловлен необходимостью формирования гражданской идентичности учащихся в многонациональном пространстве. Например, для инсценировки отбираются сказки англоязычных авторов, на подготовительном этапе с детьми обсуждаются национальные реалии, проводятся параллели с российскими сказками, дети сами изготавливают костюмы и декорации. Возможна одновременная постановка сказок, имеющих одинаковую сюжетную линию, но различные национальные особенности. · Funny English Grammar — уроки грамматики. Выполнение увлекательных заданий по грамматике английского языка. · Let’s sing — Давайте попоем! Старшие дети - разучивание современных английских песен, младшие — веселые детские песенки. · «Творческая мастерская» — регулярные занятия с преподавателем декоративно-прикладного искусства. Изготовление различных поделок. · Тема дня — каждый день имеет определенную тематику и название. Занятия английским языком и другие мероприятия дня подчинены данной тематике. · «Life at Camp» — газета лагеря, где каждый может написать заметку на английском языке, оценить события прошедшего дня и выразить свое настроение. · Развлекательно-образовательная программа: посещения театров, музеев, кинотеатров, различные экскурсии, поездки и т.д. · Ежедневная зарядка, подвижные игры на свежем воздухе. · «Фотоальбом» — в течение смены готовится альбом с фотографиями, который вручается детям на закрытии лагеря. В основу реализации образовательной программы заложена коллективная деятельность воспитанников. В начале смены формируются разновозрастные группы учащихся, состоящие из 8-9 человек. В одну группу подбираются ученики с примерно одинаковым уровнем владения языком. Во главе каждой группы стоит старшеклассник «Helper», задачей которого становится координация и организация деятельности группы, языковая помощь.
Работа лингвистической программы обеспечивает развитие более уверенных коммуникативных навыков англоязычного общения; развитие памяти (песни, слова из театральных постановок); укрепление эмоционального здоровья; дети получают новые творческие ощущения; учатся работать в команде, развивают способности к диалогу с другими национальными культурами.