Опубликована в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции "Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития." Издательство ТРОО "Бизнес-Наука_Общество", 2013 год.
Морозова М. В.
Понятие "гражданская идентичность" в педагогике. В настоящее время все острее становятся проблемы самосознания и самоопределения подрастающего поколения, все чаще в образовании поднимается вопрос о формировании гражданской идентичности. Однако, что же такое идентичность? Почему общепринятое в психологии понятие оказалось заложенным в основу педагогической Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России? Являясь в русском языке синонимом слов "самосознание" и "самоопределение", термин "идентичность" не имеет анологичного значения в оригинале (анг. identity - одинаковость, сходство, тождественность, индивидуальностьЮ личность). Большинство исследователей приходят к выводу о том, что распространение термина "идентичность", как собственно и появление его с научном языке связано с Эриком Эриксоном. Он понимал под идентичностью переживания личности себя как целого. Приблизительно с 70 годов ХХ века слово прочно входит в словарь гуманитарных наук, причем большинство исследователей переходит от индивидуально-психологического к социально-культурному уровню. Так появляются этническая, национальная,культурная идентичность. Однако В. С. Малахов, например, критикует подобный переход и называет его логически абсурдным, так как, несмотря на тесную связь "социального" и "индивидуального", методологически мы должны их четко друг от друга отличать. Прежде всего он связывает это с отсутствием у общественного такого качества как "субьективность", коллектив не обладает ни "чувствованием", ни "сознание", ни " желанием". Педагогическая наука и рассматривает воспитание гражданской идентичности личности, именно как качества, присущего отдельному субъекту, не забывая вместе с тем, что человек не может жить без сотрудничества с другими людьми. Вопросы формирования гражданской идентичности освещаются в работах многих отечественных ученых: А.Г. Асмолова, Т.В. Водолажской, А.М.Кондакова, Н.С. Попова, М.А. Юшина, А.А. Логиновой. Идентичность - это сложное структурное и многоуровневое образование, ученые выделяют здесь такие компоненты, как эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Изучая понятия идентичности, ученые акцентируют внимание на ценностно-волевом аспекте. Для педагогики этот аспект является особенно важным, так как в подростковом периоде происходит активное формирование системы ценностей как осознаваемых смыслов жизни. Освоенные учащимися под руководством учителя ценности определяют содержание направленности его личности, являются системообразующим элементом его деятельности и взаимодействий с миром и людьми. Так актуализируется задача педагогики - формирование способности учащихся к выбору ценностей. Перед педагогикой задачи воспитания гражданина своей страны, патриота стояли и до появления в языке педагогической науки термина "гражданская идентичность". Осмысление явления идентичности дает нам возможность утверждать, что идентичность есть синтез всех характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате субъективной ориентации в постоянно меняющейся среде. Поэтому в настоящее время педагогика использует термин "гражданская идентичность", как наиболее полно отражающий все составляющие эту структуру компоненты. Исследование проблемы формирования гражданской идентичности школьников как социально-педагогической требует привлечения различного типа научного знания, поскольку она является междисциплинарной, а её решение, предполагающее использование различных научных подходов, невозможно без обращения педагогики к знаниям других наук, изучающих в рамках своего объекта идентичность, способы её формирования.